Как мы JTBD-интервью проводили: делимся инсайтами и фейлами. Часть 2
14.02.2023
Время чтения: 4 минуты
Антон Ростовцев
Product Director
Как мы JTBD-интервью проводили: делимся инсайтами и фейлами. Часть 2
Продолжаем делиться опытом, как мы впервые проводили JTBD-интервью: честно рассказываю про фейлы и инсайты.
Первая часть - здесь. Советуем прочитать, чтобы сложилась единая картина.
Кратко - что было в первой части:
Немного теории (JTBD, JTBD-исследование, работа, Job story, сегмент)
Наши фейлы и инсайты на этапах 1-5 (от определения аудитории до шаблона интервью).
Проверенный шаблон JTBD-интервью.
Во второй части статьи - рассказываем про:
✅ 6 шаг. Выделение списка работ. ✅ 7 шаг. Формулировка Job stories. ✅ 8 шаг. Приоритизация Job stories. ✅ 9 шаг. Формирование идеи решений и сообщений. ✅ 10 шаг. Приоритизация решений. ✅ 11 шаг. Реализация решений.
6 шаг: выделение списка работ.
Итак, у нас было 17 записей часовых (в среднем) видеозаписей JTBD-интервью + комментарии к каждому интервью с пометкой “важно”.
Какие сервисы нам пригодились:
Я.Диск - для хранения записей интервью.
Confluence - для хранения расшифровок и инсайтов.
Google таблицы - для промежуточного анализа информации.
Что мы делали:
Расшифровали каждое интервью - превратили видео в таблицы с текстом.
Было:
Стало:
Здесь лайфхаков мы не придумали: банально открывали видеофайл, чуть ускоряли, слушали и фиксировали всю информацию. Не включая small-talk и лирические отступления, конечно. То, что казалось особенно важным, выделяли жирным шрифтом.
Сделали одну БОЛЬШУЮ таблицу в Google Sheets.
По вертикали - расположили блоки вопросов. По горизонтали - ответы респондентов. Добавили колонку, в которой систематизировали ответы: объединили повторяющиеся, отранжировали по частоте. В этой же колонке описали инсайты: наши выводы на основе комментариев клиентов
Сформировали список работ, контекстов, драйверов и барьеров.
Пройдемся еще раз по определениям, чтобы было понятнее.
Работа - это описание прогресса, которого человек хочет достичь в определенной ситуации.
Контекст - описание ситуации, в которой находится респондент.
Драйвер - сила, которая подталкивает к новому решению.
Барьер - сила, которая удерживает от перехода к новому решению.
Выглядит сложновато, но стоит просто погрузиться в процесс и увидеть, сколько ценной информации можно получить из беседы с 15-20 клиентами.
Для b2b-продукта достаточно ограничиться выборкой в 10-15 клиентов, и примерно после 5 интервью вы заметите, что ответы начинают повторяться.
В чем ошиблись:
не сразу корректно соотнесли контексты, драйверы и барьеры: вернее было бы назвать первоначальный вариант “кашей".
из итогов блога “общие вопросы” хотели получить список источников, которые интересуют ЦА (не вышло - мало данных “на вход”, почти не было повторяющихся результатов).
Как исправили:
погуглили, нашли таблицу JTBD Academy и применили к своему исследованию.
вспомнили, что качественное исследование отвечает на вопросы “как, почему?”, а количественное - на вопрос “сколько?”
Инсайты:
1 интервью >>> 1 случай найма решения.
если кажется, что получилась “каша” - вам не кажется, переделываем.
если впервые работаете с методологией JTBD и в чем-то сомневаетесь - не делайте наугад, перечитайте “матчасть”.
7-8 шаг. Формулировка и приоритизация Job stories
Понятия “работа”, “контекст”, “драйверы”, “барьеры” в терминологии JTBD называются “артефактами”.
Job story - собираем из полученные артефактов по структуре:
✅ Когда <контекст>, я (он, ты)...+ глагол+, чтобы...+глагол
✅ Когда в компании небольшой бюджет на маркетинг, и его постоянно уменьшают, я хочу внедрить новое решение, которое принесет больше лидов, чтобы чувствовать себя ценным сотрудником, мнение которого имеет вес.
Проходим таким образом по всем артефактам (работа 1 + контекст 1, работа 1 + контекст 2 и т.д.)
В итоге у нас получилось 15 job stories (на основании big job).
Классно, а что будем с ними делаем дальше?
Для начала - приоритезируем, то есть выберем job stories, которые положим в основу стратегии развития своего продукта. Есть разные фреймворки для приоритизации - RICE, ICE, Lean prioritization. Мы пошли более простым путем: ориентировались на частоту сочетаний работа+контекст. Отдельно приоритизировали big jobs, далее - small jobs внутри каждой “большой работы”
Big job: чувствовать себя ценным сотрудником, мнение которого имеет вес.
Small jobs:
подключить новое решение без затрат
внедрить, минимизировав сопротивление отдела продаж.
получить больше лидов с сайта, мессенджеров и соцсетей
Это не совсем каноничный подход. Но нам он подошел, т.к. респонденты часто перечисляли сходные сочетания работ и контекстов.
Далее - наиболее приоритетные job stories мы положили в основу:
функционала продукта
контента на сайте, в соцсетях и мессенджерах
Например - выносим small jobs на обложку группы ВК.
С какими сложностями столкнулись:
Выявление big job: о small jobs респонденты рассказывают легко, big job нужно “вытаскивать”.
Большие временные затраты и необходимость максимальной сосредоточенности. Если отвлекаться на другие задачи, легко упустить ценные инсайты.
Инсайты:
Использовать метод “5 почему”, чтобы определить big job.
Впервые формируете job stories? Заложите время х2 от изначально запланированного. Если почувствуете, что “теряете нить” - перечитайте теорию, можно - не один раз. Это поможет!
Для работы над job stories запланируйте время в календаре, во время которого вас не будут беспокоить коллеги или одолевать другие задачи. Банально, но отвлечение на 2-3 минут увеличивают общее время работы над задачей на 25-30 минут.
9-10 шаг. Продумать и приоритизировать идеи решений и сообщения
В нашем случае здесь каноничность вновь “покинула чат”.
Мы выходили с готовой идеей решения и обсуждали ее в финале интервью. А для подтверждения гипотезы о нужности продукта - предлагали респондентам принять участие в раннем тестировании.
Что мы делали здесь: собранные job stories распределили по модулям нашего будущего продукта. Эти данные легли в основу структуры сайта.
11 шаг. Реализация решений
Самый понятный и самый непростой шаг. На этом этапе - применяем полученные “работы” к продукту.
Определяем функционал продукта:
минимальный
расширенный
идеальный
Подробнее про реализацию решения - не в этой статье, но обязательно напишу, это было интересно.
Что получилось в итоге (первый модуль нашего продукта) - можете оценить на сайте.
А еще на сайте можно зарегистрироваться и получить доступ к умному чату BITCDP - на 30 дней бесплатно.
У нас уже появился первый классный кейс - как нам умный чат собрал 500+ целевых обращений с сайта интернет-магазина за 2 месяца.
0 рублей вложений - все “под ключ” реализовано командой Bitcdp.
Кейс - готовим к публикации, умный чат - даем на тестовый период от 30 дней (включая услуги внедрения от наших экспертов) БЕСПЛАТНО. Будем рады поработать с вами!
Как вам статья?
0
0
Получайте свежие статьи блога первыми!
Самые актуальными материалами по маркетингу и продажам.